Катя — художница, которая работает под псевдонимом кк. В 13 лет она твердо решила, что хочет быть дизайнером одежды и много лет шла к своей мечте, но в процессе обучения в Uteens поняла, что ей ближе современное искусство. После Uteens Катя поступила в Московскую школу современного искусства. Мы поговорили о ее обучении и о том, чем Катя занимается сейчас.
В средней школе я начала следить за трендами, разными дизайнерами и постепенно погружалась в мир моды. Лет в 13 я твердо решила, что хочу стать дизайнером одежды. Начала искать вузы, изучать информацию и поняла, что для поступления мне потребуется хорошее портфолио. Родители нашли мне учителя по академической живописи, чтобы я подтянула свои навыки к поступлению. Но в процессе занятий я поняла, что это меня изматывает, мне наскучила классика, и решила искать место, где можно было бы сразу развиться в фэшн-сфере. Так в 9 классе я пришла в Uteens на программу Fashion and Styling.
За 9 месяцев обучения у нас было много разных лекций и практических занятий: по истории моды, актуальным трендам и механике создания собственной одежды. Во время обучения у меня сильно развилась насмотренность, креативное мышление и понимание, как работает рынок в индустрии моды в целом.
В конце обучения был финальный проект. Мы с одногруппниками самостоятельно стилизовали моделей — ездили по Москве, искали классную одежду в аренду, проводили съемки. Это было увлекательно, здорово и полезно. У меня остались очень теплые воспоминания об этом периоде и я до сих дружу с некоторыми ребятами с курса и вижусь порой с преподавателями, которые увлеченно и трепетно учили нас.Но через время я поняла, что фэшн — не совсем то, чем я хочу заниматься в будущем. К тому моменту я уже подружилась с девочкой с программы Pre-Foundation Art & Design в Британке. Когда все шли после занятий домой, они с одногруппниками оставались в общей мастерской и работали над своими проектами внеурочно. Я часто сидела с ними и наблюдала за работой, делилась своими мыслями, мы вместе что-то создавали. И в конце концов я решила, что тоже хочу попробовать себя на этом междисциплинарном курсе.
Я окончила школу и поступила на Pre-FAD (так в Британке называют подготовительный курс перед бакалавриатом). Там было множество модулей: graphic design, motion design, 3D, photo & video, fashion и другие. Когда дошла очередь до Fine Art, я осознала, что хочу заниматься только этим и больше ничем. Это был мой любимый предмет, которому я уделяла особенное внимание и максимум времени. Куратором Михаил Левин рассказывал о мире современного искусства, разных художниках и направлениях. А я делала много ресерчей и по-настоящему углубилась в предмет.
Под конец обучения я начала задумываться, что же делать дальше. Единственное, в чем я была уверена, — в том, что хочу заниматься именно современным искусством. Чтобы поступить на бакалавриат, нужно было еще один год учиться на курсе, но мне не хотелось ждать.
Пока я колебалась и решала, что делать, мне на почту мне пришло письмо о том, что открывается Московская школа современного искусства (МШСИ), директором которой стал Михаил Левин. Это было именно то, что нужно! Не раздумывая ни секунды, я отправила заявку и успешно прошла отбор.
Следующие два года я провела на программе «Современное искусство». Это, несомненно, было самым лучшим решением, которое я могла тогда принять. Во-первых, мне очень повезло с одногруппниками. Когда я поступила, мне было всего 17 лет, а всем моим сокурсникам от 30 и более. При этом я не чувствовала какого-либо дискомфорта в общении или непонимания с их стороны. Наоборот, мы были очень сплоченные, делились друг с другом опытом и обсуждали разнообразные темы. Со многими мы продолжаем общаться до сих пор: вместе ходим на новые выставки и бранчи.
Первый год обучения в МШСИ был посвящен экспериментам — мы пробовали разные медиумы и материалы: фотографию, живопись, перформанс, инсталляцию и многое другое. Мне тогда очень помог опыт, который я приобрела в Uteens и Pre-FAD.
Второй год был посвящен поиску авторского языка и ключевых тем, с которыми ты работаешь как художник. Тогда я была только в начале пути и бралась за разное, но сейчас, оглядываясь назад, я вижу, что темой, которая соединяла все мои работы некой красной нитью, была память. И по сей день она является центром моего художественного исследования. Я работаю с личными воспоминаниями и ищу точки пересечения личной и коллективной памяти.
Благодаря МШСИ сформировалось мое портфолио и хорошее CV. Также во время обучения у нас было много выставок, что очень помогло в дальнейшем — очень полезно погружаться во внутренние процессы и видеть, как все устроено на практике. Самой запоминающейся для меня стала наша выставка-интервенция в Музее истории ГУЛАГа «Сохранить как...», которая подсвечивала проблемы сохранения и утраты исторической памяти. Мы с однокурсниками тогда разделилась на пары и создали групповые работы. Этот проект был важным и глубоким и именно он сплотил нас.
На выпускном Михаил сказал нам: «Несмотря ни на что, не оставляйте свою художественную практику, занимайтесь каждый день». Я вспоминаю эти слова, когда нет желания что-то создавать, и порой это спасает.
Сейчас я арендую небольшую мастерскую, где работают еще несколько художников. Я считаю, что важно иметь рабочую зону и находиться в диалоге с коллегами. Дома заставить себя работать тяжело. А коммьюнити решает многое — это подтвердил каждый мой курс, от Uteens до МШСИ.
Я междисциплинарный художник и работаю с разными материалами. Экспериментируя с медиумами, я выбираю тот, который более точно и тонко передаст концепцию в каждой работе. Я не ограничиваю себя какой-то одной формой.
Время от времени я отправляю заявки на разные Open call и участвую в групповых выставках. Сейчас плотно работаю над своим, наверное, первым большим проектом, который также посвящен памяти и детству. Надеюсь, что скоро увижусь со всеми на новых проектах и персональной выставке!