История успеха Никиты Стуликова: о пользе синдрома самозванца и философии игр

10 июля 2024
Автор
Uteens
10 июля 2024
История успеха Никиты Стуликова: о пользе синдрома самозванца и философии игр

Всерьез играми Никита занялся на первом курсе философского факультета МГУ восемь лет назад. Его друг и преподаватель Александр Ветушинский смог показать, что игры — это серьезно. С тех пор Никита выступает на профессиональных конференциях и семинарах по исследованию игр и публикуется на эту тему в академических и публицистических журналах. Последние четыре года он всецело посвятил себя этой теме. Сначала как специалист по философии игр, затем как гейм-дизайнер. А началось это путешествие в Uteens — как? Спросили у Никиты.

«В Uteens студенты и преподаватели вдохновляли друг друга»

Я ценю богатую перспективу. И поэтому, когда мама предложила мне пройти программу в Uteens, я был рад расширить свой кругозор. До этого я работал с текстами, граффити и фотографией. В Uteens меня научили техникам stop-motion анимации, линогравюры, моделирования из пенопласта и многому другому. Сейчас эти знания помогают мне прототипировать игры, моделировать интерфейсы и ассеты, искать и создавать референсы. Я завел хороших друзей и с радостью вспоминаю то яркое лето. Программа в очередной раз убедила меня, что заниматься творчеством не страшно, познакомила меня с креативной индустрией. Пространство, коммьюнити и дух Uteens меня поразили: все может быть по-другому, и я хочу это.

Конечно, в начале мне было трудно найти вдохновение. Я хотел делать уникальные вещи и сумасбродил. Вскоре я понял, что могу черпать вдохновение в работах, которые мне нравятся. И стало получаться отлично.

Синдром самозванца, с которым я поначалу столкнулся в Uteens, по моему мнению, толкает прыгать выше своей головы. Следует делать то, что можешь, и этого достаточно. В Uteens все так делали и вдохновляли друг друга — и студенты, и преподаватели. Дух творчества зарядил меня теплом и дал ориентир. Этот позитивный опыт я ищу и преумножаю.

 

Работы Никиты в Uteens

Как начать карьеру в гейм-дизайне и создать инди-проект

После окончания обучения в общеобразовательной школе и Uteens я нашел себя в играх и преследовал цель сделать игру своим философским ремеслом. Сначала я направил в это русло свои академические исследования. Затем стал собирать учебные игровые концепты. Сейчас работаю в профессиональной инди-команде над коммерческим проектом. Это синематик-платформер о том, что делает человека свободным. Здесь я в первую очередь занимаюсь нарративным дизайном и помогаю с гейм-дизайном (концептированием механик, поиском референсов, документацией), и даже с HR.

До работы в игровой индустрии я занимался исследовательской академической работой. Большим своим достижением считаю публикацию и выступление на крупнейшей в мире научной конференции по играм DiGRA 2023. В том году она проходила в Испании. Также горжусь отличными выступлениями и публикациями в России, Австрии, Великобритании, Канаде, Польше.

Я переводил Дилана Тригга, участвовал в переводе Резы Негарестани и Марка Фишера. Помогал в концептуальной организации художественных показов Лады Шаповаловой. Без малого четыре года работал пишущим редактором в интеллектуальном журнале «Демагог», пока не решил вложить силы в игровой бизнес. Мартин Хайдеггер писал, что мышление — ручная работа. Я сделал игры своим философским ремеслом.

Текущий игровой проект, над которым я работаю в профессиональной команде, отталкивается от рассказа Филипа Дика, но берет вдохновение из нескольких его текстов и работ других классиков научной фантастики и киберпанка. В этом нарративе я вижу потенциал для исследования темы свободы и личности, войны и мира. Больше всего мне интересно опробовать, как эти темы дает развить технология компьютерных игр.

Проект вдохновлен классическими платформерами 90-х (Another World, Flashback и др.) Нам нравится тренд деконструировать механики, забытые в классический период. Сегодня они свежи и сияют ярче в силу новых технологий.

«Философские знания помогают создавать игровой нарратив»

Создавать игры мне помогают занятия философией. Они дают выработать оригинальный и интересный взгляд на мир. А он, в свою очередь, ключ к успеху в творчестве.

В первую очередь философские знания помогают создавать игровой нарратив. Ганс-Георг Гадамер писал, что искусство несет истину о мире. «Ромео и Джульетта» — не о конфликте двух итальянских семей. Это история о том, что препятствия в любви любовь раскаляют. В свои нарративы я стараюсь вкладывать свое видение. В проекте, над которым работаю сейчас, я исследую мысль, что быть свободным значит обладать и руководствоваться ценностным компасом. Я пробую исследовать идеи через нарратив, механики и мета-референтные трюки, уникальные для технологии компьютерных игр. Последнее мне интересно больше всего. Я считаю, что игра шире, чем программное обеспечение. И исследую, где пролегают ее границы.

 
 
Прототипы для моделей в студенческом игровом проекте «Сердце Леса»

На мой взгляд, игру делает хорошей ее механическая система. Что я могу делать и чего не могу? Я думаю, поэтому старые, часто механически примитивные компьютерные игры известны своими абсурдными нелогичными сценариями. Скелет, на котором растили нарратив, был незрел и монструозен.

Я не знаю крупных проектов, где механики, нарратив и стиль были бы сращены лучше, чем в Dark Souls и последующих играх студии FromSoftware. Увлекательный и требовательный геймплей затягивает мысль в темные водовороты. А трудные темы, о которых игра толкает задуматься, раскрываются на языке визуальных метафор, будь то невозможная архитектура, всеядная флора или безбожная фауна. Эти игры не только красивы, они возвышенны. И я их фанат.

Хорошее согласие геймплея с другими слоями игры заметнее всего в инди-секторе. Из игр последних 5 лет я бы выделил The Case of the Golden Idol, Cruelty Squad, Signalis, Hypnospace Outlaw, Blasphemous и, конечно, Disco Elysium.

Мета-референтные игры учат играть лучше

Одна из тем, интересующая меня в исследовании игр, — мета-референция. Ей много занимался Стефано Гвалени, итальянский философ и профессор Мальтийского университета. Он делает игру и пишет о ней статью. Пишет статью и иллюстрирует ее новой игрой. В том числе, Гвалени пишет об «обманчивых играх», в которых гейм-дизайнер умышленно обманывает ожидания игрока в том, какова эта игра. И делает это в интересах игрока: чтобы удивить, направить или дать задуматься о природе самих игр. Если замысел дизайнера в том, чтобы игрок раскрыл обман, такую игру Гвалени относит к саморефлексивным. В семиотике эти феномены принято называть мета-референтными. Мета-референтные игры формируют у игрока вдумчивое отношение к тому, как игры создаются, как в них играют и что они такое. Игры — всюду. Когда мы думаем о них всерьез, мы учимся играть в них лучше. Христоматийные примеры мета-референтных игр — Doki Doki Literature Club!, The Stanley Parable, The Beginner’s Guide. Причем тайтлы играются с мета-референцией повсеместно. В том числе это красит работы Хидео Кодзимы.

Эти и другие игровые тренды я отслеживаю как исследователь и теперь как начинающий гейм-дизайнер. В гейм-дизайне мне помогают эрудиция и отличные навыки работы с текстами: диалогами, документами, переводами, коллажами и пр. Как философ, другим начинающим гейм-дизайнерам я могу посоветовать искать игру во всем, играть в нее и нарушать правила.

Я получил работу мечты и занимаюсь ровно тем, чем хотел.А закрепившись в индустрии, хотел бы сделать новые вложения в академические исследования, задействовав индустриальный опыт и инсайт. Диалог между игровым бизнесом и академией — острый и горячий предмет обсуждений в game studies сегодня. Я хочу принять в этом участие.

Как вам статья?
0 (0 голосов)
для родителей новости истории успеха
Профессия архитектор
Профессия архитектор
для родителей
Uteens х «Шарик Дог»: постеры для зоомагазина
Uteens х «Шарик Дог»: постеры для зоомагазина
новости
Dizengof/99 х Uteens: авторские стаканчики от Александры Цимбалюк
Dizengof/99 х Uteens: авторские стаканчики от Александры Цимбалюк
новости
Модные тренды для подростков
Модные тренды для подростков
для родителей
История успеха Арины Дутовой: промышленный дизайн — это в первую очередь про людей
История успеха Арины Дутовой: промышленный дизайн — это в первую очередь про людей
истории успеха
Руководитель Uteens на YACe 2024: как помочь ребенку с выбором профессии
Руководитель Uteens на YACe 2024: как помочь ребенку с выбором профессии
новости
Развитие творческого и креативного мышления у подростков
Развитие творческого и креативного мышления у подростков
для родителей
Зачем подросткам учиться на киноактера?
Зачем подросткам учиться на киноактера?
для родителей
Хобби для подростков: как найти увлечение, которое перерастет в любимое дело
Хобби для подростков: как найти увлечение, которое перерастет в любимое дело
для родителей
Знакомство с куратором: Анастасия Конончук
Знакомство с куратором: Анастасия Конончук
для родителей
История успеха Миланы Валеевой: о творческих идеях в предпринимательстве
История успеха Миланы Валеевой: о творческих идеях в предпринимательстве
истории успеха
Ценности Uteens: Почему творчество важно для подростков и как это понимают родители
Ценности Uteens: Почему творчество важно для подростков и как это понимают родители
для родителей
История успеха Елизаветы Асатуровой: успеть везде без маховика времени
История успеха Елизаветы Асатуровой: успеть везде без маховика времени
истории успеха
История успеха Арсения Цигаль: из Uteens к собственному бренду и учебе в Нидерландах
История успеха Арсения Цигаль: из Uteens к собственному бренду и учебе в Нидерландах
истории успеха
Ошибка века или великая трансформация: как преодолеть карьерный кризис и не выгореть
Ошибка века или великая трансформация: как преодолеть карьерный кризис и не выгореть
для родителей
История успеха Александры Цимбалюк: большое путешествие к себе
История успеха Александры Цимбалюк: большое путешествие к себе
истории успеха
История успеха КК: через моду в современное искусство
История успеха КК: через моду в современное искусство
истории успеха