Мир кино — это свет софитов, возможность перевоплощений и поиска себя. Но за кадром скрывается огромная непростая работа. Сегодня о том, как стать актером или актрисой и развить в себе творческие способности, рассказывает режиссер инклюзивных проектов и куратор программы «Киноактер» в Uteens Виктория Сид.
Во-первых, есть внешняя причина: у современных подростков колоссальная насмотренность. На стримингах и в кинотеатрах каждый месяц появляются сотни фильмов и сериалов, — такого количества доступного контента никогда раньше не производилось. Во-вторых, есть причина и внутренняя: подростки в возрасте 12 лет и старше просто хотят быть в центре внимания.
Я вижу, что чаще всего детей в киношколы приводят их родители. Сегодняшние подростки много сидят за компьютерами, и мамы и папы хотят вытащить их в социум, поэтому ведут в актерское. Хотя ребятам, которым нужно просто раскрепоститься, вполне можно ограничиться актерскими тренингами, на практике родители часто считают, что за «раскрытием» ребенку нужно идти именно в киношколу. Уже потом они сталкиваются с тем, что, хотя раскрепощение действительно стоит на первом месте, киношкола — это еще и большая постоянная работа. Здесь они уже начинают задумываться: «Действительно ли нам это нужно?»
Подростки часто приходят в школы актерского мастерства, чтобы освоить работу в кадре. Изначально причиной тому было бурное развитие блогинга, хотя сегодняшние подростки в возрасте 14-16 лет чаще смотрят ролики, чем создают их. Они предпочитают заводить небольшие Telegram-каналы — исключительно для своего окружения — и писать там про свою жизнь.
Внутри самой киноиндустрии я заметила тенденцию, что многие актеры и актрисы по инерции отдают своих детей в актерские школы и студии. Бывает, я начинаю разговаривать с детьми и понимаю, что им хочется просто повеселиться, занять досуг, а за походом в киношколу на самом деле стоят родители. Иногда такие амбициозные цели не оправдываются, и дети в итоге совсем уходят от актерства. Другие в какой-то момент втягиваются и становятся юными актерами. Кто-то просто благодарен за этот этап — идет по жизни уже по другому, самостоятельно выбранному пути, но актерское образование помогает им в этом.
На занятиях в Московской школе кино и Uteens мы всегда даем ученикам пространство для выбора. Например, если в программе есть монолог, я не говорю подростку, что он должен записать какой-то конкретный текст. Пусть возьмет тот монолог, который ему близок. Когда ребенок делает выбор сам, ему становится интересно.
Когда ребенок попадает в кино, он становится частью общего процесса производства. К детям в индустрии относятся лояльнее, но в целом работа идет наравне со взрослыми, и стоит быть готовыми к этому.
Очень важно понять, действительно ли подросток хочет заниматься актерским мастерством. Это временное увлечение или он действительно собирается этим зарабатывать? Например, недавно ученик сказал мне: «Я хочу заработать деньги, чтобы купить новый телефон». Если у него есть такая материальная цель, он будет к этому идти. Еще одна девочка сказала, что ее привлекают различные экспедиции и путешествия: благодаря кино она увидит разные города, потому что будет сниматься в разных местах. Узнав, что кино могут снимать в павильоне 20–40 смен подряд, и никакого города можно вообще не увидеть, она поняла, что актерство — это настоящая работа. Да, на съемочной площадке порой тоже бывает очень нудно и скучно.
Что касается творческого потенциала ребенка, на начальном этапе оценить его очень сложно. Часто мнение еще и может оказаться ошибочным. Родители приводят детей, потому что те, например, классно поют или читают стихи. Дело в том, что это не всегда связано с актерским мастерством. Ребенок при этом может не слушать режиссера и не выполнять его задачи, а ведь это ключевой момент в актерской работе.
Был у меня случай с девочкой, которая два года подряд училась на одном и том же курсе. Сначала ее способности никак не проявлялись. Но она слушала и выполняла все режиссерские задания — настоящий «пластилин», из которого можно слепить что угодно. Со временем она раскрылась в актерском плане, и наблюдать это было невероятно круто. Это, конечно, скорее подход старой школы. Многие педагоги за 60–70 лет выбирают актеров, которые будут их слушать, Сейчас другое время, и актеру нужна личность, а в подростке увидеть эту личность бывает иногда сложно.
На мой взгляд, чтобы ребенку начать сниматься в кино, достаточно только самого желания и мотивации. Родителям нужно задать вопрос: «Ты хочешь пойти на актерское?» Если подросток говорит «да» — дать ему шанс. Дальше уже он сам поймет, подходит ли ему эта сфера, а задача педагога — помочь ребенку в ней раскрыться. Практически все дети раскрываются, просто по-разному. На старте я бы не зацикливалась на оценке творческих способностей. Главное — это искренний интерес.
Первым делом на этом этапе стоит задать вопрос: «зачем»? Без этого, мне кажется, актера не существует — ведь любая его роль начинается с понимания, ради чего он играет, что он хочет этим сказать.
Сегодня при многих школах есть собственные театральные студии, где можно проходить тренинги. Стоит заранее удостовериться, что ребенок попадет в хорошие руки. К сожалению, проблема театральной индустрии в том, что в ней до сих пор остались педагоги-тираны. Их чрезмерная строгость совершенно не раскрывает личность актера, а только подавляет ее. В сфере кино такого гораздо меньше, потому что в ней сейчас больше внимания уделяется психологии, и общение происходит на совершенно другом уровне.
Что именно развивать? В первую очередь, эмоциональный интеллект — эмпатию, умение понимать и выражать свои чувства. Пожалуй, это наивысшая ступень актерского искусства, которая пригождается практически везде. Это работа с партнером, режиссером, оператором, гримером, художником-постановщиком. Если у актера — неважно, подросток это или взрослый — высоко развит эмоциональный интеллект, ему очень легко разбирать любую роль, потому что он «чувствует» пространство, партнера, окружение и понимает, где и как именно должно работать его тело. На следующую ступень я бы поставила развитие воображения и фантазии.
Еще очень важно заниматься координацией. Есть много людей с самыми разными психологическими особенностями. Например, у меня дислексия. У некоторых актеров такая же особенность — это проблемы с чтением и формулировкой фраз. В работе с огромными текстами нам приходится вдвойне тяжелее, но все равно мы ищем способы для координации. Я не просто «зубрю» текст: сначала чувствую его через эмоциональный интеллект, а потом смотрю, как он идет через мою координацию, то есть через мое тело.
Вслед за целенаправленным развитием эмоционального интеллекта, воображения и координации обязательно соберутся остальные части пазла.
Первый пункт образовательной подготовки — выбор педагога. Он не обязательно должен быть известным актером: есть педагоги, которые лучше преподают, чем играют. А есть актеры, которые очень круто играют, но плохо преподают.
Особенно ценно, когда преподаватель актерского мастерства разбирается в психологии и педагогике. Такой учитель всегда будет понимать, что нужно ученику, через какие этапы провести его к развитию. Он знает, что одному ребенку подойдет большой монолог, который он выучит, а другому категорически нельзя давать какие-либо монологи, а лучше начать с каких-то маленьких рассказов и этюдов.
Сегодняшние дети особенно нуждаются в общении. У них такая нагрузка с огромным количеством кружков и студий, что они очень круто раскрываются даже через простой диалог и ответы на вопросы.
Еще один источник ценных знаний — мастер-классы. Но будьте внимательны — сейчас много мероприятий от кастинг-директоров и агентов без актерского образования. Они дают, например, разбор типажей и фотографий, информацию по продвижению — только все это совершенно не нужно подростку, который пока вообще не знает, как себя продавать. Лучше искать кастинг-директоров с профессиональным образованием — актерским или режиссерским. Вот к ним можно и нужно отправлять подростков. На все остальное можно ходить родителям.
Плюс есть различные студии, которые проводят тренинги с подготовкой по пробам — это полезный навык. Для успешной работы в кино обязательно нужно научиться записывать самопробы.
Лучшие актерские вузы России:
Для подростков 13–16 лет в Uteens разработали специальную программу «Киноактер» Это годовой курс по актерскому мастерству для кино и сериалов, включающий основы работы перед камерой, развитие эмоционального интеллекта и навыка публичных выступлений.
Для первого опыта подойдут школьные театры, театральные студии, участие в любительских спектаклях. Даже запись самопроб для фильма — уже большой опыт. Стоит экспериментировать по максимуму и записывать любые эпизоды, даже маленькие и без слов. Еще один способ начать сниматься в кино — записаться в массовку. Она обычно не заносится в актерский стаж, но для ребенка это хорошая возможность понять индустрию изнутри.
После первого опыта в массовке пора записываться на эпизоды. Сейчас есть множество телеграм-каналов с предложениями. Нужно штудировать их, везде подавать заявки и не бояться ошибок. Чем больше проб, тем лучше: со временем количество непременно перерастет в качество.
Кроме того, можно стать актером или актрисой через съемки в короткометражках — многие киношколы приглашают начинающих любого возраста. Короткий метр дает возможность познакомиться с процессом съемок, поработать с режиссерами, почувствовать атмосферу площадки. Чтобы найти такие проекты, нужно следить за информацией, ходить на мастер-классы, знакомиться с режиссерами и продюсерами, которые собираются снимать короткометражки.
Ну, и нельзя забывать, что сейчас эпоха открытого интернета, когда можно самим снимать ролики, выкладывать все, что захочется: какие-то монологи, диалоги, скетчи и вайны. Ребенок красиво поет? Отлично, выкладываем в сеть репетиции или сами выступления. Ходит на танцы? Тоже все записываем и выкладываем. Практика показывает, что очень многие дети становятся актерами именно благодаря соцсетям.
Без качественных фотографий никуда — на них смотрят режиссер, кастинг-директор и агент. Для первого раза можно сделать фото на телефон — важен хороший свет, фон должен быть нейтральным, например, серым или белым. Главное, чтобы был виден цвет глаз. В одежде стоит использовать не больше трех тонов — строго без полосок и мелкой клетки.
Поначалу хватит четырех фотографий: фото «на паспорт», с улыбкой, какой-нибудь удачный ракурс, фото в полный рост.
Переходим к визитке. Существует несколько вариантов, но для первого раза достаточно будет информационной визитки. Она обязательно записывается горизонтально — как и фото, на нейтральном фоне с нейтральной одеждой. План съемки средний, по плечи или по грудь. Сначала юный актер представляется: имя, фамилия, возраст, рост. Дальше обязательно рассказывает про свои навыки, будь то катание на коньках, игра на фортепиано или знание языков, и об опыте актерства. Отсутствие опыта не проблема, тогда стоит сказать что-то вроде: «У меня пока нет опыта, но я очень хочу сниматься в кино». Если ребенок красиво поет или говорит, стоит спеть или озвучить текст на камеру. Лимит времени — минута-полторы, но для первой стандартной визитки лучше уложиться в 30–40 секунд.
Перед кастингом или пробами важно управлять своим эмоциональным состоянием через работу с дыханием. Все тренинги по актерскому мастерству, существующие со времен Станиславского, направлены именно на дыхание. Дыхательные упражнения остаются основным инструментом актера для настройки перед выступлением: они помогают успокоиться, сосредоточиться и контролировать свои эмоции. Это базовая практика, с которой начинаются все дальнейшие техники, включая медитации и другие упражнения.
Монолог должен соответствовать ребенку по возрасту и характеру. Например, не надо для начала актерской карьеры в 10 лет брать серьезный взрослый текст. Монолог должен быть органичным: меланхолику подойдет что-то лиричное, задире — более живое и игривое. В кино, в отличие от театрального искусства, на начальном этапе лучше обращаться к тому, что более естественно для человека.
Лучше подготовить несколько монологов в разных жанрах. Родители часто ошибаются в выборе монолога, думая, что их ребенок идеально вписывается в определенный типаж, так что второй текст лучше выбрать контрастным. Несколько подходящих по темпераменту и жанру монологов помогут показать разносторонность и адаптироваться к требованиям кастинга.
На кастинге многие хотят понравиться, чтобы получить роль, и это в корне неверно. Главное — быть собой, а это значит быть естественным и честным. Искренность всегда подкупает: если вы видели по пути что-то, что вас тронуло, можно кратко рассказать об этом. Это покажет вашу настоящую реакцию, а не попытку подстроиться.
Не нужно придумывать несуществующие умения или принижать свои способности. Если вас спросят, умеете ли вы что-то, честно отвечайте: «Пока не умею, но готов научиться». Это гораздо ценнее, чем напускное совершенство.
Очень важно доброжелательное и уважительное отношение — как на кастинге, так и перед ним. Всегда будьте на связи с кастинг-директорами и ассистентами по актерам, не бойтесь уточнять все непонятные моменты. Так вы покажете уважение к времени и труду других. Опоздания в киноиндустрии крайне не приветствуются, так что обязательно приезжайте вовремя. Лучше прибыть на 10–15 минут раньше, спокойно отдышаться и настроиться на кастинг. Имейте в виду: студии часто расположены в неочевидных локациях, и их поиск может занять некоторое время. Лучше заранее уточнить информацию о входе.
Работа с агентствами — непростой аспект в профессии актера, особенно для начинающих. Для начала стоит разослать качественное портфолио по агентствам. Включите все основные данные: рост, размер одежды, навыки, контакты.
Оформление контракта с агентством — важный шаг в карьере начинающего актера. Также советую подстраховаться и зарегистрироваться на открытых кастинговых площадках, например, Kids Models, просматривать телеграмм-каналы, где можно найти разные проекты в кино и рекламе.
Агентские договоры могут быть как эксклюзивными, так и общими. В случае эксклюзивного контракта все будущие проекты проходят через агента, что дает родителям возможность сосредоточиться на других аспектах жизни ребенка, оставив профессиональные переговоры и организацию кастингов в руках специалистов. С другой стороны, общий договор предоставляет родителям больше свободы: они могут самостоятельно представлять своего ребенка на найденных проектах. Это позволяет развивать инициативу и творческий подход, а также может стать важным шагом в построении карьеры артиста.
Хотя агент отвечает за поиск, переговоры с продюсерами и юридическое оформление, родители должны всегда внимательно читать сценарии и давать согласие на участие ребёнка в тех или иных сценах. Особенно это касается проектов, где есть откровенные или сложные моменты, например, сцены физического насилия, курения или употребления алкоголя. Конечно, на все это должен давать разрешение родитель. Важно правильно подписать эти документы, чтобы не было разногласий. С такими моментами лучше обращаться к агенту, потому что он выступает как юридический гарант между родителем и кинопродакшеном.
Родительская поддержка — важнейший элемент в жизни детей-актеров. Родитель для подростка выступает личным психологом, помогает преодолевать трудности. При этом необходимо соблюдать границы: педагог учит, а родитель воспитывает. На съемочной площадке главная фигура для ребенка — режиссер, а роль родителя заключается в поддержке: обеспечить комфорт, накормить, успокоить. Вмешиваться в работу педагога или режиссера недопустимо, если только речь не идет об угрозе безопасности ребенка или нарушении условий договора.
Первым делом родителям необходимо внимательно прочесть договор, задать все возникшие вопросы юристу или агенту. Необходимо зафиксировать все ответы — они должны быть в письменном виде либо в формате аудиосообщения, ни в коем случае не по телефону. Если условия съемки не соответствуют договоренностям, например, случаются переработки или несоблюдение требований, родитель не вмешивается напрямую, а связывается с агентом, который уже решает ситуацию с продюсерами.
Актерское мастерство — это не просто игра или красивая мечта о славе и деньгах. В первую очередь это серьезная работа, требующая огромного упорства, самосовершенствования и дисциплины. Дисциплина, без преувеличения, стоит даже выше актерского таланта. В киноиндустрии талант вообще не первостепенен. Здесь важнее трудолюбие, ответственность и профессионализм, потому что кино — это в первую очередь дорогая коммерческая история.
Для работы в кино нужна дисциплина: важно не опаздывать, вовремя учить текст, задавать вопросы, посещать тренинги и повышать квалификацию. Без упорства, труда и дисциплины путь к успеху невозможен. Недавно я как раз сняла фильм о том, как успех приходит через упорную работу и искреннее желание развиваться в актерской профессии.
В кино очень много ожидания: перестройка камеры может занять 2–3 часа, и все это — тоже часть актерской работы. Если для маленьких детей во время ожидания на съемочной площадке обычно организуют аниматоров, то с подростками дела обстоят сложнее. Они иногда путают паузы в работе со свободным временем: убегают, отвлекаются, делают селфи. Перестановка кадра — это не перерыв, а подготовка для оператора и режиссера. Актер в это время должен присутствовать на площадке, готовый к работе в любой момент.
Если подростки мечтают стать актерами кино, они должны быть готовы к тому, что это не детская игра, а настоящий труд. Кино — это мир взрослых, где нет возрастных поблажек. Однако, если ребенок готов работать над собой и развиваться, то у него есть большой шанс достичь успеха в этой творческой профессии.
Познакомиться с основами актерского мастерства можно на трехмесячной программе Uteens «Киноактер. Весенний курс». Здесь подростки осваивают разные актерские техники, базовые навыки самопрезентации и сторителлинга перед камерой. Для полного погружения в мир кинематографа подойдет годовой курс «Киноактер». В программе — импровизационные задания по работе с телом, техника сценической речи, создание портфолио и киноанкеты для профильных порталов.