Руководитель проекта для творческих подростков Uteens Наташа Рогаль выступила на образовательной онлайн-конференции от «Яндекс» Yet another Conference on Education 2024.
Руководитель школы Uteens Наташа Рогаль вместе с профориентологом и основателем карьерной лаборатории Career Lab Ириной Демьяненко ответила на вопросы о том, как помочь подростку выбрать профессию. Модерировала дискуссию Лидия Филатова, основатель кадрового агентства Person4You и мама студентки программы Art and Design. В материале собрали основные тезисы обсуждения — посмотреть полную запись можно на сайте конференции в разделе «Родительская».
Есть две точки: во-первых, внутренняя мотивация подростка, его интересы. Этот фактор решающий, потому что мы талантливы в том, что больше всего любим. Во-вторых, стоит держать в голове, что мы готовим ребенка к выходу на рынок, создаем специалиста, который будет хорошо зарабатывать и при этом будет счастливым в том, что он делает.
Сейчас ребята растут в таком количестве контента, что уже много чего знают и постоянно что-то выбирают. Родители начинают выполнять поддерживающие функции и могут только подкладывать возможности: образовательные программы или консультации с экспертами. Также полезно много разговаривать и ненавязчиво спрашивать об увлечениях.
Это абсолютно нормально — подросток может погружаться в разные сферы. Он должен научиться ошибаться. Это поможет набраться опыта, а родителям — справиться с тревожностью и потихоньку отдавать ответственность. Здесь важно не давить, не проецировать свои мечты и не романтизировать какую-то профессию. И через какое-то время, может, через 2 года, он скажет, кем точно хочет или не хочет быть.
Сегодня профессия — не ключевое понятие. Надо выбирать направление и углубляться постепенно в него. Вопрос скорее в том, как научить ребенка синтезировать навыки и быстро перестраиваться в изменяющемся мире. Например, учился на архитектора, передумал, но может безболезненно перейти в сферу игровой разработки. Упираться в какой-то единственный выбор, как было принято раньше, уже не очень корректно.
Самое сложное, с чем сталкивается каждый родитель, это когда ребенок говорит, что ему не нужна помощь. Тут важнее соблюдать границы, потому что подросток сепарируется и имеет право отвергать помощь. Дайте пространство, чтобы дети сами почувствовали, где им необходима ваша поддержка. Задача родителя в таких ситуациях транслировать: «я рядом», «ко мне можно обратиться, что бы ни случилось» и заниматься своей жизнью.
Можно поискать другие формы обучения, отдавать на курсы и программы дополнительного образования. Главное сформировать положительный опыт в образовании, чтобы ребенку учиться было в кайф. Потому что мы сегодня находимся в режиме lifelong learning, который приводит нас к lifelong employability. То есть мы должны стремиться к развитию постоянно, чтобы оставаться актуальными на рынке до конца своей жизни.
Опирайтесь на себя, ищите свои зоны интересов и ведите с подростком открытый диалог на равных. Родительство сегодня — как очень дорогое хобби и как full-time job. Нам тоже нужна поддержка, поэтому можно обращаться за помощью к психологам, тьюторам, коучам.