Развитие творческого мышления у подростков — залог успеха в учебе и гибкого ума, который пригодится в любой жизненной ситуации. Сегодня рассказываем о ключевых факторах, влияющих на мышление школьников, а также об эффективных методах и упражнениях, которые помогут вашему ребенку развить креативность.
Креативное мышление позволяет подросткам справляться с нестандартными ситуациями и находить оригинальные решения. Оно учит видеть возможности там, где другие видят препятствия, и помогает подросткам выражать себя, что очень важно для их ментального здоровья.
С автоматизацией рутинных задач умение придумывать необычное становится все важнее. Креативность открывает новые пути для самоопределения, дает возможность попробовать себя в разных направлениях. Вне зависимости от будущего карьерного пути, развитое творческое мышление в подростковом возрасте помогает адаптироваться к меняющимся условиям и выработать свой уникальный почерк.
С точки зрения психологии, подростковый возраст — важнейший и одновременно самый рискованный этап на пути к взрослению. С одной стороны, это период удивительных открытий, ярких эмоций и личностного роста. Здесь и новые увлечения, и друзья, и поиск своих способностей. Это время, когда мир кажется полным возможностей, а каждый день приносит что-то новое и интересное.
Есть и обратная сторона медали: поиск себя не обходится без промахов. Подростка нужно научить тому, что ошибки и успех идут рука об руку. Ошибки — это лишь точки роста, которые помогают найти свои интересы, учат видеть, какие идеи работают, а от каких лучше отказаться, открывают путь к новым поискам.
Подростковый возраст — это:
• Изменения в теле. Подросток претерпевает огромные физические изменения. Резкое увеличение роста (а зачастую и веса), гормональные всплески и признаки полового созревания могут вызывать разные чувства — от восторга до неуверенности и полного неприятия себя.
• Новое мышление. Метаморфозы происходят не только с внешностью. Мозг тоже активно развивается, в нем образуются новые нейронные связи — это помогает мыслить шире и видеть мир по-новому, формируется умение логически мыслить и излагать свое мнение.
• Развитие эмоционального интеллекта. Эмоционально подростки переживают калейдоскоп чувств. Кажется, что сегодня они готовы свернуть горы, а завтра грустят без видимых причин. В подростковом возрасте человек учится лучше понимать и выражать свои эмоции. Именно в это время появляются вопросы: «Кто я?», «Где мое место в этом мире?»
• Тяга к самостоятельности. Зачастую тинейджеры стремятся к независимости от родителей, но при этом ориентируются на мнение сверстников, оно определяет их решения и поступки. Подростковый возраст — время первых серьезных конфликтов с авторитетами и установления своих границ. Важно, чтобы подросток учился критически смотреть на окружающий мир, задавать вопросы и искать на них собственные ответы.
Факторы, влияющие на развитие мышления в подростковом возрасте
1. Семья
Фундамент для будущего интеллектуального развития ребенка закладывается в самом юном возрасте. Именно в детстве родители играют ключевую роль в формировании личности: одобрение, порицание, действие и бездействие в равной степени оставляют след в детской психике. От вас зависит, какие развлечения будут доступны ребенку, кто составит ему компанию и многие другие аспекты, вносящие основополагающие штрихи в его психологический портрет.
Хотя с возрастом значение семьи в развитии личности снижается, родители продолжают занимать особую роль в жизни подростка. В непростой период, когда тинейджер начинает регулярно сталкиваться с критикой, ваша поддержка может помочь ему преодолеть сомнения в собственных силах и продолжить заниматься любимым делом.
2. Роль школы
Школа оказывает двустороннее воздействие на личность ребят. С одной стороны, помимо учебной программы, они впервые сталкиваются с иерархией, дисциплиной и осваивают общепринятые нормы поведения. В то же время открываются новые возможности социализации в среде ровесников. Это непросто, ведь школьникам часто приходится выбирать: соблюдать правила или получать поддержку от одноклассников.
Даже в рамках школы подростки могут найти интересные направления и проявить себя среди сверстников. Дополнительное образование (кружки, секции, творческие курсы и т.д.) открывает еще больше возможностей для раскрытия интеллектуального потенциала и формирования креативного мышления.
4. Психологические факторы
Как и во всем, что касается воспитания, всегда нужно учитывать характер и индивидуальные особенности ребенка. Когда подросток чувствует, что его мысли ценят, он становится смелее в поиске нестандартных решений и проявлении творческих способностей. Ребята, которые уверены в себе, легко пробуют новое, не боясь осуждения или ошибок, и проявляют больше творческой активности. Страх перед неудачами, напротив, мешает любым экспериментам и вредит процессу развития мышления.
5. Социальные и культурные факторы
Социальная среда и культурный контекст также оказывают огромное влияние на мышление подростков. Комьюнити, которое ценит инновации и поощряет творчество, создает больше возможностей для проявления креативности. Участие в культурных событиях и общение с людьми с разными взглядами обогащают опыт подростка и помогают развивать творческое мышление.
К творческим компонентам, которые формируют процесс креативного мышления, относятся воображение, оригинальность, гибкость мышления, готовность рисковать с нестандартными решениями. Для их развития существуют несколько подходов:
Многие из школьных учителей относятся к старшему поколению, привыкшему к работе мелом на доске и традиционным методам преподавания. Конечно, им не всегда удается захватить внимание учащихся подросткового возраста, живущих в мире информационных технологий. Интерактивные занятия, связанные с современными трендами и технологиями, делают процесс обучения школьников более увлекательным и повышают учебную мотивацию.
Игра — это легкий способ развить креативное мышление у подростка. При выборе развлечения необходимо учитывать возрастные особенности. Для подростков постарше подойдет «мозговой штурм»: придумать как можно больше необычных способов использовать карандаш, бумажный стаканчик и другие привычные предметы.
Для младших подростков можно придумать необычные сценарии: «Что если бы кошки могли разговаривать?», «Что если бы деревья могли ходить?» Чем больше в ответах фантазии и креативности, тем лучше.
Для творческого развития школьников нужна благоприятная среда, где они не будут бояться критики. Позитивная обратная связь, поддержка в экспериментах и акцент на успехах вместо неудач помогают подросткам чувствовать себя увереннее и свободно выражать свои идеи. Еще очень помогает умение расслабиться и освободить ум от отвлекающих факторов. Для этого хороши разные техники медитации, визуализации будущего результата, создание воображаемых картин и образов.
Кино, выставки, театральные представления — все это помогает повысить насмотренность и глубже погрузиться в профессиональный мир искусства. Изучение культуры позволяет увидеть разные формы самовыражения, расширяет представления о том, что можно творить и мыслить иначе. Это вдохновляет на поиск и развитие способностей подростка, на эксперименты с новыми идеями. Например, картина в музее может стать источником идеи для собственного проекта.
Кроме того, когда школьники учатся анализировать и интерпретировать различные виды искусства, им легче понимать, что их вдохновляет и как они могут выразить свои мысли и чувства через творчество.
Креативность — это навык, который можно тренировать. Вот несколько простых, но эффективных методик, которые способствуют развитию творческого потенциала и креативности.
Кажется, что для творчества нужна полная свобода, но на практике отсутствие ориентиров может привести к растерянности: без них сложно понять, с чего начать и как развивать идею. Искусственные ограничения, напротив, могут стать надежными точками опоры для развития креативного мышления. Они заставляют выходить из зоны комфорта, искать новые решения и являются показателем гибкости ума — способности адаптироваться к новым условиям и находить необычные пути в рамках заданных правил.
Придумайте себе рамки. Например, можно рисовать:
• недоминантной рукой;
• двумя руками одновременно;
• по таймеру;
• с закрытыми глазами;
• только геометрическими фигурами;
• материалами определенного цвета.
Вариация первого пункта для тех, кто занимается литературой. Липограмма — это прием написания текста без использования определенной буквы. Жорж Перек написал роман «Исчезание» (La Disparition), в котором нет ни одной буквы Е. Без самой частотной буквы французского языка писателю удалось создать 300 страниц текста!
Итак, выберите букву и попробуйте написать без нее несколько предложений или даже целый текст. Такой подход помогает искать нестандартные способы выражения своих мыслей.
Еще пара идей литературных упражнений:
— написать текст, в котором все слова первого предложения начинаются с буквы А, второго — с буквы Б и так далее.
— упражнение для поэтов: написать стихотворение в рамках строго определенного размера.
Писательский принцип развития креативности: сесть, настроиться и записывать все, что приходит в голову. Не фильтруйте мысли — пишите спонтанно, даже то, что кажется глупым и неуместным. Записывая, не беспокойтесь о запятых и орфографии. Позже вернитесь к написанному и выберите идеи, которые захочется реализовать.
Придумайте начало и продолжение для любимой картины или фильма. Что происходило до момента, запечатленного художником или режиссером? Как развивались события после? Важны не только вербальные средства, но и мимика, жесты, позы, — это поможет передать эмоции и посыл. Можно развить идею еще дальше: написать полноценный сценарий и даже поставить мини-спектакль с костюмами.
Тренировка невербального мышления, похожая на известную игру «Крокодил». Предложите подросткам показать небольшую сценку, используя только мимику, жесты, позы и визуальные элементы. Говорить и писать запрещено правилами игры. Пока один человек показывает, другие угадывают смысл истории.
Еще больше полезных упражнений для развития креативности — на творческой программе Creative Startот Uteens (для подростков в возрасте 10–12 лет).
Подростковый возраст — идеальное время для развития креативности. Ребята открыты новым идеям, готовы к поискам и экспериментам. Их не ограничивают стереотипы и рамки, которые часто мешают взрослым мыслить свободно.
Полезны занятия искусством, музыкой, литературой и любыми другими творческими активностями. Поощряйте интересы и увлечения своего ребенка, давайте ему пространство для самостоятельных проектов и исследований. Чтобы поддержать развитие креативности у подростков, необходимо предоставить им возможности для самовыражения.
Создавайте атмосферу доверия, где они могут свободно делиться своими мыслями и идеями. Обсуждения, совместные творческие задания и игры развивают воображение и критическое мышление. Помните, что каждое мнение ценно, и важно слушать без осуждения.
1. Исследование
Развитие насмотренности — первый шаг к креативному мышлению. Регулярно просматривайте новые работы на творческих онлайн-платформах (Are.na, Behance, Pinterest), социальные сети художников и других мастеров. Читайте книги, слушайте интервью и подкасты с участием творческих личностей.
2. Анализ творчества
Важно не только понимать, что нравится или не нравится, но и разбираться, почему. Для этого понадобятся скетчбук и журнал для рефлексии. В скетчбуке можно рисовать, делать коллажи и вклеивать любые вдохновляющие референсы, например, картинки и цитаты. В журнале рефлексии — фиксировать свои мысли и впечатления от проделанной работы. Это полезно для отслеживания развития своих проектов и реализации идей в будущем.
3. Ассамбляжи
Переосмысление повседневных предметов — еще одна отличная практика для развития творческого мышления. Пуговицы, кусочки ткани, старые сервизы, стеклянные бутылки и даже камни на улице в умелых руках могут превратиться в шедевр. Создание ассамбляжей — отличное хобби для подростка, которое учит видеть потенциал в самых простых вещах и находить в них красоту. Практика работы с такими объектами развивает внимание к деталям и нестандартное мышление.
4. Рефлексия и новые поиски
Мы часто не обращаем внимания на вещи, к которым привыкли, действуя по инерции. Но что, если остановиться и задать себе вопрос: действительно ли мне это подходит?
Расставлена ли мебель в комнате так, как вам хочется, или стоит сделать перестановку? Что если сменить привычный маршрут до школы и пойти по-другому? А что насчет еды — замечаете ли за собой, что именно кладете в корзину в супермаркете, или делаете это «на автопилоте»?
Если начать задавать себе такие вопросы регулярно, можно обнаружить много вещей, которые захочется изменить. Например, выбрать велосипед вместо метро, чтобы открыть для себя новые места в городе. Взять в магазине непривычный продукт и попробовать приготовить что-то новое. С помощью творческого мышления и воображения подросток сможет найти свежие идеи даже в повседневных моментах.
5. Творчество прямо сейчас
Не нужно ждать подходящей минуты, чтобы начать творить. Вдохновение — штука капризная, и оно не всегда приходит в нужный момент. Даже если кажется, что в голове пусто и нет никаких свежих идей, важно просто сесть за дело. Процесс творчества часто запускается сам по себе, стоит только начать. Иногда даже несколько простых набросков или случайных строчек могут привести к неожиданным результатам. Часто лучшие идеи рождаются не сами по себе, а именно в ходе работы.
6. Ничегонеделание
Не стоит недооценивать продуктивность отдыха на диване. Периоды без дел — это идеальная почва для проявления творческих способностей подростков. В моменты скуки мы начинаем искать новые занятия и замечать то, что обычно не привлекает внимания. Главное — соблюдать баланс труда и отдыха.
Поддерживая и направляя подростков в их стремлении к самопознанию, мы помогаем формированию творческих личностей, которые будут не бояться самовыражения и менять мир к лучшему.
Развить креативное мышление можно на творческой программе Uteens Creative Start, где подростки погружаются в комьюнити, пробуют себя в разных направлениях и ищут занятия по душе.